Существует устоявшийся стереотип: ниже +10 градусов на велосипеде делать нечего. Корни этой теории уходят в советское время, когда не было удобной одежды, велосипеды были простыми, а покрышки жесткими и гладкими.
Но время идет вперед и прогресс не стоит на месте. Теперь многие продолжают кататься и поздней осенью и даже зимой, когда все занесло снегом. Причем езда зимой для них не в тягость, а скорее как развлечение. Итак, что же надо делать, чтобы комфортно кататься даже при минусовых температурах?
1.Одевайтесь тепло.
Особое внимание уделите ногам. Ботинки должны не пропускать воду и быть очень теплыми. Лучший вариант — берцы, высокие ботинки. Если температура опустилась ниже -10, то не поленитесь одеть шерстяные носки. Если ноги хорошо защищены от влаги и холода — вы уже не заболеете.
Штаны. Лучше одеваться в свободные штаны, можно с утеплением, но под них обязательно термобелье или рейтузы.
Надевайте хорошие перчатки. Они не должны продуваться и закрывать запястья. Руки — это первое, что мерзнет при езде на велосипеде.
Шапка обязательна! Надует в уши холодным воздухом, не оберетесь проблем. Следите, чтобы уши были закрыты.
Шарф обязательно! Опять же, защита от холодного ветра. Как бы вы тепло не одевались, без шарфа это не сработает. Тепло выдует из под одежды очень быстро. Если станет жарко, лучше просто немного расстегнуться.
Куртка. Зависит от температуры. Это может быть либо пуховик на термобелье, либо обычная ветровка на толстый свитер. Экспериментируйте. Но куртка обязательно должна закрывать поясницу!
Иногда, когда идет снег, не помешают очки.
2. Приведите велосипед в порядок.
Когда температура опускается ниже нуля, с велосипедом могут начаться небольшие проблемы. Предотвратить их очень просто.
Тросики. Когда вы вывозите велосипед из тепла на мороз, в рубашках и на тросах появляется конденсат, который замерзает. Тросики переключения и тормоза — все перестает двигаться. Чтобы предотвратить это, можно нанести на тросики и на входы рубашек силиконовую смазку. А при выходе из дома в течение минуты понажимать тормоза и переключать все скорости, тогда лед в рубашках не схватится и больше не будет вас беспокоить.
Шины. Хорошее сцепление с дорогой очень важно. Приспустите давление в шинах и площадь соприкосновения шин с дорогой увеличится. Поставьте покрышки с более мягкой резиной, а лучше купите специальную зимнюю резину. В принципе, достаточно одной шиповки — только на переднее колесо.
Защита от грязи. Минус городской зимы — реагенты и песок на дорогах, которые очень быстро изнашивают цепь и звездочки. Чтобы избежать износа, ставьте хорошие крылья и подрамный щиток, который защитит систему от летящего из-под переднего колеса песка.
Кроме этого перед зимой стоит пройти ТО в веломастерской, где проверят состояние втулок, каретки и системы. Именно в хорошем состоянии велосипеда таится удовольствие от езды в любое время года!
Техника езды на велосипеде зимой
Наверное, не стоит объяснять, что зимой дороги скользкие и ездить на велосипеде нужно с большой осторожностью и очень внимательно. Тем не менее можно дать несколько рекомендаций, которые позволят Вам избежать неприятных ситуаций на зимней дороге:
— при движении зимой лучше всего выбирать дороги с сухим асфальтовым покрытием или плотно утрамбованным снегом;
— старайтесь избегать движения по узкой колее — при попытке выехать из неё очень высока вероятность падения;
— не стоит ездить по снежной каше — сил уходит много, а толку мало;
— старайтесь избегать загруженных автомобильных дорог. Помните, что зимой, как правило, обочины завалены снегом и разъезд с автомобилем может быть весьма затруднён и опасен;
— старайтесь быть готовым к внезапному попаданию на скользкий участок дороги, припорошенный снегом;
— избегайте резких действий, поворачивайте и тормозите плавно, адекватно оценивая дорожную обстановку;
— постарайтесь подготовить велосипед к зиме.
Торможение на велосипеде зимой
На прямом участке можно работать обоими тормозами, но сначала нажимают задний, а затем более мягко — передний. На спуске или вираже по снегу основным является задний тормоз, который заодно работает как стабилизатор траектории движения. Передний подключается осторожно и дозировано.
Если проехать через снежный занос или форсировать небольшой сугроб, то снег гарантировано попадет на тормозную дорожку обода и колодки. Тогда даже при очень сильном нажатии на тормозные ручки велосипед не остановится, так как между ободами и колодками образуется водяная пленка, резко снижающая коэффициент трения. Поэтому при движении по снегу тормозные колодки надо регулярно «прожигать» — нажимать на тормозные ручки до начала момента «схватывания», тогда при необходимости остановиться может быть и удастся сделать это вовремя.
Лыжня, если она плотная и хорошо укатанная, вполне пригодна для катания на велосипеде, но требует весьма точного управления и, желательно, более широких шин, дабы не проваливаться на менее плотных участках. На широкие, раскатанные ратраками трассы для конькового хода лучше без особой необходимости не заезжать. Снег там более рыхлый и вязкий, ехать по нему существенно труднее.
Слой снега аналогичен слою грязи, следовательно, и техника езды аналогичная. Только чувствовать себя можно гораздо свободнее. Можно, и даже нужно вставать на педали методом «танцовщица» для лучшей тяги «на низах». Главное, следить за загрузкой заднего колеса и не поворачивать на большой угол переднее. При этом полностью разгружать переднее колесо не стоит, так как будет трудно рулить и поддерживать устойчивость велосипеда. Колесо должно четко контактировать с твердой поверхностью под слоем снега. Для этого можно «играть» центром тяжести, перемещая корпус то к рулю, то к седлу. Если ваша амортизационная вилка не замерзла, то это сильно помогает управлять байком и сохранять устойчивость.
Как кататься на велосипеде зимой по лесу
Утоптанные и укатанные тропинки и дорожки, тонкий слой рыхлого снежка — самый легкий и приятный случай. Шины хорошо катятся, байком управлять легко. Сцепление между шинами и снежной дорогой примерно такое же, как в сыром лесу в теплое время года. Торможение, повороты, горки и спуски проходятся аналогично. Некоторая осторожность необходима на виражах, когда на дорожке наблюдается небольшой рыхлый слой снега или снежной каши. Протектор не успевает как следует упереться и зацепится за плотную основу и колесо сразу же заносит. Причем шипованные шины или нет, большой роли не играет. Шипы обычно короткие, не более 3-4 мм, и в этой ситуации малоэффективны.
Езда по льду на велосипеде
Давно известно, что лед на дороге — не подарок для велосипедиста. Разработаны и отшлифованы поколениями велосипедистов правила езды по льду:
— нельзя вращать педали;
— нельзя поворачивать;
— нужно расслабится и подождать пока не за кончится лед;
— нельзя вертеть головой;
— не совершать резких движений;
— нельзя тормозить.
Преимущества катания на велосипеде зимой
1 Снег зимой гораздо приятнее дождя летом.
2 Стекла, гвозди, колючки и консервные банки зимой прячутся под снег, не прокалывая колеса. Бревна присыпаются снегом и превращаются в милые бугорочки, а не в сложные препятствия, особенно если ты только учишься через них перепрыгивать.
3 На мягком снегу резина изнашивается меньше, чем на жестком асфальте.
4 Мороз зимой переносится гораздо легче, чем жара летом. С ним легче бороться путем увеличения темпа езды. Летом же интенсивная работа мышц только усугубляет ситуацию.
5 Зимой меньше хочется пить.
6 Зимой быстрее темнеет и пешеходы стараются уйти домой, освобождая байкеру тропинки.
7 Зимнее катание способствует улучшению техники езды на велосипеде.