Велоклуб Сергиева Посада с одноименным названием давно заметен в нашем городе. Его активность и количество мероприятий, которое провело это объединение, говорит о том, что он уже перестал быть только лишь велосипедным клубом. О том, какие мероприятия провел «ВелоПосад» в этом году и чего стоит ждать от его участников поделился руководитель клуба Глеб Панкеев.
Глеб, что для тебя велосипед? Для меня велосипед – не только транспортное средство, но ещё средство коммуникации, общения.
Велосипед — средство коммуникации? Поясни. Для меня донести атмосферу до людей проще через велосипед.
Сегодня на интервью ты приехал не на нём, случайно? Нет. Обычно я его действительно использую как транспорт, но сегодня сделал исключение. Тем более, что после нашей поездки на Гремячий водопад он требует ремонта и в настолько непрезентабельном виде, что я не решился на нем ехать. Но обычно я на нём везде. Даже в Москву на нём езжу.
Вы катаетесь довольно давно, но можешь ли ты сказать, когда ваши веловыезды превратились в нечто большее, чем просто прогулки. Когда образовался клуб «ВелоПосад» и есть ли конкретная дата, которую можно считать днем рождения клуба? Да, конечно. Это 20 июня 2012 года. Тогда на велопрогулку собралисьа абсолютно неизвестные мне люди, которые сегодня стали очень близки. Сложился костяк команды, и мы стали встречаться не только на выездах, но и просто в жизни стали друг другу помогать. Постепенно нас становилось всё больше и больше, и сегодня клуб – это не только объединение людей, которые любят кататься на велосипеде. Это нечто большее. Скорее всего, его ждёт преобразование в Клуб активного отдыха.
Получается, что клубу 2,5 года. Какое количество людей за это время прошло через клуб, сколько постоянных членов клуба и активно катающих? Записи мы никакой не ведём, но можно примерно посчитать, что за это время в наших мероприятиях поучаствовало более 500 человек. Для нашего города, мне кажется, это хорошая цифра.
Какими правилами руководствуешься, принимая в людей в клуб? Главное, чтобы они были старше 14 лет. Но на небольшие велопрогулки родители берут и детей от 8 лет. А вообще с нами катаются люди от 14 до 65 лет. Особенно на наши мероприятия любят ездить люди из Москвы. Те, кто постарше любят клуб за открытое общение и особую атмосферу. Вообще, главное наше правило – это доброжелательное отношение друг к другу. Конечно, у нас есть специальные правила для поездок. Например, действует запрет на алкоголь во время поездки. Следят за этим строго – прокалывают шины тем, кто выпил. Прокол иголкой ерунда, но пьяница с нами дальше не едет. Одно из наших правил организации велопрогулок и путешествий – это минимум автотрасс и минимум трафика. Потому что мы часто слышим о том, что кто-то сбил велосипедиста. Безопасность наших путешествий мы ставим во главу угла. Маячки, светоотражающие полоски, строгая организация колонны.
Год подходит к концу, уже скоро конец ноября и уже в принципе можно подводить какие-то итоги. У тебя было много мероприятий за этот год. Когда я только узнал о вас и подписался на новости в социальных сетях, то был поражен, сколько всего вы успеваете. Но что из этого огромного числа мероприятий выделяется особо? Что запомнилось больше всего? Запомнилось то, что сезон в этом году мы открыли очень рано – 30 марта. Это было самое раннее открытие сезона среди велоклубов области. На него мы собрали 100 человек и шокировали многих жителей! В тот день была прекрасная погода, а на следующий день повалил снег. На Первомай все приехали в красных галстуках, играла музыка, у всех было приподнятое настроение, в лесу провели большой пикник. На это мероприятие мы тоже собрали порядка 120 человек. Конечно же, мне запомнились наши походы, о которых стоит сказать отдельно. Были среди них и автономные походы в Карелию, были походы на износ, на проверку своих сил. Например, мы решили проверить, сколько вообще можно проехать в сутки на велосипеде. Втроем ехали по шоссе и выжали из себя все силы. В итоге за 24 часа проехали 320 км. К слову, мы ещё успели за эти же 24 часа провести для себя экскурсионную программу, погулять по Юрьев-Польскому, Суздалю, Владимирским и Ростовским землям. Следующей нашей целью будет проехать 400 км. Задумайтесь, сегодня вы сидите дома в тепле, а завтра вы сели на велосипед и к концу дня оказались за 400 км от дома. И это всё почти бесплатно (Улыбается).
Ключевое слово бесплатно. Вот в шоссейном велоклубе «Караван» за идею взяли туризм от точки до точки. Они в основном ездят по трассам и на шоссейниках. Мы же проехали это расстояние на велосипеде типа MTB, то есть могли спокойно по лесу проехать или тропинкам. Мне кажется, это интереснее.
Вспомни какое-нибудь мероприятие, которое тебя приятно удивило. Я знаю, что вы часто ездите в Москву. Сейчас ездить в Москву стало не очень интересно. Там стали проводится попсовые мероприятия. Скорее, это москвичи к нам ездят. Москва ограничена МКАДом, ближнее Подмосковье не очень интересно для велопрогулок. А в дальние части области они выезжают с удовольствием. Хотя бы просто для того, чтобы подышать свежим воздухом. Раньше мы ездили в Москву и считали за честь быть приглашёнными на столичное мероприятие, а теперь наоборот.
Что ещё можно выделить из мероприятий и походов за время существования клуба? Например, наш поход в Архангельск в ноябре 2013 года. Он состоялся в условиях, близких к зимним: при температуре 0+1. Мы рассчитывали на температуру до -10, но тогда дождь лил практически постоянно. Проверили себя, смогли переночевать в таких суровых условиях в тайге, искупались в Белом море в ноябре. Крайний наш поход Конаково – Тверь. Он занял всего два дня и был прогулочным. Мы катались по сосновым лесам вдоль Волги и просто наслаждались осенними видами.
Какой был самый продолжительный поход? В нём я, к сожалению, не участвовал. Это Алексей Новиков ездил на Урал на перевал Дятлова. Он совершил этот поход вместе с нашими друзьями из тверского велоклуба. По словам Лёши, до них в этом месте никто не бывал на велосипеде – только пешком.
Еще один наш человек Иz Леsа поставил себе цель проехать на велосипеде до Екатеринбурга около 2000 км, но проехал всего около 1200 из-за большого автотрафика.
Мы поговорили в основном о позитивных мероприятиях. Но было ли что-то в этом году, что разочаровало? Такого крупного я не припомню. Хотя, точно! Это велодорожки в Сергиевом Посаде. Что о них говорить, если они были нарисованы за две ночи не пойми кем и как.
То есть с вами не посоветовались? Посоветовались, но не учли никаких замечаний. Я взял карту, и показал что с велосетью не так. Доходило до глупого – подрядчики рисовали дорожки по гуглкартам, не выходя на улицу. Я всё подкорректировал, но в итоге все маршруты перечеркнули и нарисовали не понятно что в центре города. Не знаю, будут ли власти что-то переделывать. Может быть, и мы возьмёмся исправить эту ситуацию.
Вы готовы еще раз внести рациональные предложения для дорожных служб, например? Конечно. Я этим уже года полтора занимаюсь. Но, боюсь, власти скажут, что возможности организовать велодорожки уже исчерпаны.
В Москве давно говорят о велошеринге (от слова share – делиться). В этом участвовал сначала Банк Москвы, теперь Сбербанк. Скажу честно, за два года я один раз видел человека на велосипеде этого проекта. Как ты думаешь, почему он так и не стал популярным? Из-за сложной и неудобной системы оплаты. Я как-то был в Москве по делам и хотел взять велосипед, но я так и не смог разобраться в инструкции, написанной мелким шрифтом, несмотря на то, что немного понимаю в велосипедах и в целом человек неглупый. Но с первого взгляда я не понял, как это работает, сколько платить. Абсолютно недружелюбная подача информации для людей. В итоге я поехал на метро.
По роду своей профессии я часто общаюсь с урбанистами. Один из них, датский архитектор Ян Гейл, активно продвигает велодвижение. В частности, он заявлял, что делает концепцию для Красногорска, который должен стать первым в России велосипедным городом. Я считаю, что с таким потенциалом, который есть у Сергиева Посада, наш город вполне может стать первым велосипедным городом. А ты что думаешь? У Сергиева Посада есть все для этого, кроме желания властей. У меня есть несколько идей по развитию велошеринга в городе. Но я хочу сделать так, чтобы им могли пользоваться не только и даже не столько туристы, сколько обычные жители. Например, ты приехал на вокзал в 11 часов вечера, автобусы уже не ходят, а живёшь на Северном поселке. Нужно сделать так, чтобы ты мог взять велосипед на вокзале и доехать на нём до дома, оставив где-нибудь на велопарковке. Это довольно сложно реализовать, но это было бы идеально.
Но у нас климат совсем другой, нежели, например, в Амстердаме, где люди передвигаются на велосипедах круглый год. Любая погода в городе пригодна для велосипеда. Ладно, в деревне, где дорог нет, ездить сложно, но в городе можно ездить и зимой. Я активно пропагандирую эту идею и человек 20 уже пересадил зимой на велосипеды.
Знаю, что ты этим летом женился. Как относится к твоему увлечению твоя жена Дария? Вы случайно познакомились не по теме велосипеда? Нет, познакомились в электричке, и я её пригласил на велопрогулку. Сначала к велосипеду у неё было такое отношение: «Это не мое». Но теперь она настолько влилась в эту тему, что катается вместе со мной даже зимой. Она меня очень поддерживает, и все мероприятия мы делаем вместе. У неё есть творческое начало и много интересных идей, которые мы потом вместе воплощаем.
Помогает ли вашему клубу администрация города? С этим очень трудно. Работать невозможно. Если я прихожу с какой-то идеей к администрации, меня слушают, а затем говорят, что велосипеды – это безумно опасно и мероприятие невозможно провести без задействования служб Скорой помощи, без перекрытия всего города. Например, мы планировали велопробег на 1 мая и решили его согласовать. Нас просто не пропустили! В ГИБДД нас в грубой форме послали, они даже слышать не хотят о велосипедах. А в администрации нам не дали никакой протекции. Ещё один велопробег мы хотели провести до Дмитрова к Перемиловской высоте, рассказать об истории боёв за Москву. Мы пытались получить разрешение и сопровождение ГИБДД. Всё-таки дорога довольно оживлённая. Но, к сожалению, поддержки мы не получили, несмотря на то, что мероприятие патриотической направленности и должно было пройти 22 июня – в день начала войны.
Видел твое объявление о поддержке клуба. Понятно, что клуб расширяется, нужны какие-то средства на мероприятия. Есть ли у твоего проекта спонсоры и готов ли ты сотрудничать с ними? Да, я готов. Но мы с протянутой рукой не ходим и пока наращиваем потенциал. А сами бизнесмены пока к нам не приходили.
Это весьма странно. Все-таки в городе вы заметны. Спонсоры требуют массовость. Пока же среднее количество людей на наших мероприятиях до 100 человек. Но всё же у нас есть опыт сотрудничества с компаниями, в частности с МногоМеню. Нам очень приятно с ними общаться. Мы дружим с некоторыми веломагазинами – у нас там есть скидки, но каких-то денежных вливаний они не делают. Со спонсорами в Сергиевом Посаде туговато.
Расскажи о твоих планах на будущее. Из ближайших крупных мероприятий мы готовим двухнедельный новогодний лагерь в Семхозе. Мы ломаем стереотип о том, что зимой в лесу нереально жить. Там мы планируем организовать большой каток с освещением, в армейских палатках сделать кинотеатр и актовый зал, где интересные люди будут читать лекции на самые разные темы. Мы сделаем несколько кольцевых походов на лыжах или велосипедах. Сейчас программа активно готовится и будет анонсирована в декабре. Приглашаем всех желающих, ожидаются гости из Москвы и наши друзья из Твери. На следующий год у нас календарь в разработке. На каждый праздник, будь то 23 февраля, 1 или 9 мая, у нас запланировано мероприятие. Мы продолжим делать рогейны (соревнования по спортивному ориентированию). В общем, сохраняется весь перечень наших ежегодных мероприятий, ну и, конечно, добавиться несколько новых. Следите за нашими анонсами в социальных сетях и на сайте ВелоПосада.
Беседовал Михаил Рычагов, газета «Ок,Посад»